МЕТАСТАЗЫ ЕГЭ

Added by Yuriy Sharopin 10 months ago

МЕТАСТАЗЫ ЕГЭ

Локомотивом разрушения нашего образования принято считать Минобр. И это правда, но не вся. Низовые звенья системы, от школ до вузов, сами принимают активное участие в уничтожающем реформировании, зачастую поспешая впереди паровоза.

В прошлом году были утверждены новые правила приема в вузы, согласно которым каждое учебное заведение обязано организовать проведение собственных вступительных экзаменов, содержание и требования которых полностью находятся в его ведении. Такие экзамены предназначены для зачисления выпускников среднего профессионального образования (СПО) и школ Крыма, где до сих пор не введены ЕГЭ.

Так вот, в подавляющем большинстве случаев эти «вступительные экзамены» оказались точной копией ЕГЭ, только попроще. И тут самое время поинтересоваться: почему так? Ведь во всех вузах знают, что шаблонные егэшные задания не выполняют главную функцию вступительных экзаменов — подготовки к дальнейшему обучению (см. https://vk.com/wall-62604527_4900 ). Скажут, что «среда нынче такая»: современный абитуриент ничего, кроме ЕГЭ, не понимает и понять не может. Но контингент, которому дано право сдавать вступительные экзамены в вузе, как раз далек от ЕГЭ.

В учреждениях СПО выпускники сдают обычные государственные экзамены по специальности и общеобразовательным дисциплинам. Не ЕГЭ! И понятно почему: они профессию получают, им потом работать надо, а не баллы ЕГЭ демонстрировать.
Из высшей школы сейчас массово увольняют преподавателей. Идет тотальное сокращение с целью выполнения указов президента о росте зарплат. Часть уволенных «доцентов с кандидатами» находит пристанище в системе СПО. И они с удивлением отмечают, что отношение к преподавателям там совсем другое: главное, что требуется от них — это учить студентов. Представляете? Не «научно-методическую» макулатуру писать в соответствии с «эффективным контрактом» (см. https://vk.com/wall-62604527_8731 ), а выполнять свои основные обязанности, ради которых и существует преподаватель. Там атмосфера другая: коллектив работает на конечный результат. А в иных вузах о студентах вспоминают лишь тогда, когда кто-то (по неопытности) наставит им слишком много двоек, и возникнет угроза нормативно-подушевому финансовому благополучию.

Мы далеки от того, чтобы идеализировать систему СПО, но там все-таки думают о знаниях и навыках, а не баллах ЕГЭ. Студенты СПО в среднем слабее, чем учащиеся выпускного класса профильной школы, но это огромный контингент. В нынешнем году 50% девятиклассников не попали в 10 класс. (В 2015-м эта цифра составляла 40%, а совсем еще недавно равнялась 30%.) Происходит смена «государственной политики» в сфере образования (см. https://vk.com/wall-62604527_4398 ). Всё это официально называют «осознанным выбором образовательной траектории». Часть учеников действительно по своему желанию уходит в техникумы, чтобы не тратить лучшие годы в массовой школе, которая не дает на выходе практически ничего. Но многих оттуда просто выдавливают под лозунгом: «ты тупой — не сдашь ЕГЭ». При этом надо понимать, что покинувшие школу — совсем не обязательно худшие. Их очень много, и у них два пути: либо сидеть на шее у родителей, убивая время за компьютером, либо идти в СПО, туда, где пока еще учат, а не натаскивают.

Пока еще... Ибо наши вузы, установив егэшный формат собственных вступительных экзаменов, приступили к разрушению системы профессионального образования и, по сути, бьют сами по себе. У студентов СПО, желающих получить высшее образование, формируют запрос на подготовку к ЕГЭ, и преподаватели будут вынуждены на него реагировать. Подчеркнем, что делает это не Минобр, а как раз те, кто непрерывно жалуется на качество набора.

Недавно мы публиковали материал о состоянии подготовки военных инженеров в ВУНЦ ВВС им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина (см. https://vk.com/wall-62604527_9456 ). Там не только ругают ЕГЭ, но и противодействуют ему на деле. Их вступительные экзамены представлены в формате прежних классических вступительных испытаний (см. сканы ниже.), и работы абитуриентов целиком проверяют и оценивают люди, а не компьютер. (Исключением стоит лишь русский язык, где используется бессмысленная схема ЕГЭ, что все-таки можно простить: ведь в ВУНЦ едва ли есть специалисты по словесности.) Составителям КИМов из ФИПИ (да и министру Васильевой) полезно посмотреть на эти варианты. Может быть, тогда они поймут, что нынешние задания единых экзаменов весьма далеки от реальных запросов инженерного образования.

Еще один позитивный пример.
Недавно стартовала очередная вступительная олимпиада МГУ «Покори Воробьевы Горы» (ПВГ). Задания её первого тура можно посмотреть на сайте https://pvg.mk.ru/ (необходима регистрация). К участию в олимпиаде приглашаются школьники, начиная с пятого класса. Награда победителям — поступление в МГУ без экзаменов. Практически все задания этой олимпиады носят строго антиегэшный характер. По математике, например, вы не найдете ни одного пересечения с КИМами профильного ЕГЭ от Ященко. Московский университет предлагает ребятам «шкалу ценностей», игнорирующую ЕГЭ. Вместо натаскивания на единые экзамены учащихся с пятого класса ориентируют на глубокое понимание изучаемых предметов.
Напомним, что такие олимпиады — это фактически вступительные экзамены, проводимые самим вузом.

Но много ли у нас подобных примеров?

Сегодня впору составлять народный рейтинг высших учебных заведений всего по одному параметру: формату их собственных вступительных испытаний. Это ЕГЭ или не ЕГЭ?
Гробят они наше образование вместе с Минобром, следуя навязанным сверху «тенденциям», или работают на его защиту?

https://m.vk.com/wall-62604527_9470?from=feed-33064682_312014_1480352400_19/45


Comments