ТАК ДОБИВАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ

Added by Yuriy Sharopin 10 months ago

ТАК ДОБИВАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ
В школу приходит ВПР.

Что же такое ВПР? Спросите любого медика, и он ответит: «Врожденный порок развития». Но теперь эта аббревиатура как сокращение «всероссийских проверочных работ» перекочевала в школу с претензией на иное качество. Действительно, роль ВПР в системе образования будет другой: это теперь не «порок развития», а средство уничтожения.

Впервые ВПР в пробном режиме провели в четвертых классах год назад. Эксперимент показал очевидную несостоятельность предложенного подхода (см. https://vk.com/wall-62604527_5357 ), но (как обычно) был «признан успешным». В нынешнем учебном году единые проверочные контрольные на выходе из начальной школы проведут уже «в штатном режиме.» Апробированы ВПР во втором классе, на подходе — класс пятый; объявлено о пяти обязательных контрольных для одиннадцатиклассников перед самыми ЕГЭ.

Школу накрывают ВПР, и репетиторский бизнес уже оттопырил карман. Интернет пестрит объявлениями «Подготовим вашего ребенка к ВПР» (2-й класс, 4-й, 5-й...). Как поганки после дождя множатся сайты и интернет-сообщества с этой аббревиатурой в названии: «деловые люди» спешат застолбить информационное пространство. Аффилированные с ФИПИ публикаторы методической макулатуры для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ стремительно осваивают новую территорию: те же фамилии, тот же низкопробный уровень (см., например, https://vk.com/albums-62604527?z=photo-62604527_41577.. ).

Идея ВПР родилась в Минобре в 2015 году. Тогда в Госдуму поступил законопроект об отделении школы от ЕГЭ, в пояснительной записке к которому было сказано, что наша школа работает без какого-либо выпускного контроля со стороны государства. Добровольные вступительные ЕГЭ, перенесенные в школу, — это имитация выпускных экзаменов, скрывающая их полное отсутствие (подробно см. https://vk.com/doc-62604527_437327207 ). Другими словами, власть никак не интересуется качеством среднего образования.

Этот сигнал Рособрнадзор воспринял как серьезную угрозу собственному благополучию и предложил ВПР — централизованную систему «тотального контроля качества» по всем дисциплинам во всех классах. ВПР — это единая контрольная, которую дети пишут в один день по всей стране. По результатам таких работ Минобр собирается получать информацию о каждом учителе, каждой школе и о каждом ребенке в отдельности. Кравцов (глава Рособрнадзора и его «медиум говорящий») уже успел не раз заявить: «Если ученик писал ВПР плохо, а ЕГЭ вдруг напишет хорошо, – у нас будут к нему вопросы». Какие тут могут быть «вопросы» – это отдельный вопрос. Но ясно одно: и учитель, и школа , и дети должны подходить к ВПР самым ответственным образом, иначе будет плохо. Мимо этих контрольных не проскочишь, и когда их (в соответствии с планами) введут «по всем дисциплинам в каждом классе» (не дай Бог!), дамоклов меч ВПР будет висеть над учеником и учителем всегда и везде.

Однако в такой ситуации Минобру приходится думать о том, чтобы им самим плохо не стало. Поэтому массовые провальные результаты на ВПР исключены изначально. Случись такое, и все поймут, что образование у нас никуда не годится. А за образование отвечает Минобр. Поэтому задания ВПР примитивны, формат контрольных и их содержание определяется заранее в публикуемых демоверсиях, массовым тиражом издаются методические пособия для подготовки к ВПР (вместо учебников, которые уже как бы становятся не нужны). Детям и школе идет посыл: ВПР — это просто! Готовьтесь ребята, и вы всё хорошо напишете! А БОЛЬШЕ НИЧЕГО ОТ ВАС НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Последняя фраза является ключевой. ВПР — основа создаваемой «национальной системы» оценки «качества образования». Упомянутый «говорящий медиум» уже на раз успокаивал учителей, что ВПР нужны не для того, чтобы кого-то наказать. Их цель — «указать учителю на слабые места в подготовке учеников с тем, чтобы в дальнейшем он скорректировал свою работу». Другими словами, если какие-то тесты ВПР ученики выполняют плохо, надо стараться, чтобы они их делали хорошо. Учителю ставится конкретная задача: добиваться хороших результатов ВПР. И он от этого никуда не уйдет, поскольку по итогам этих контрольных оценивают качество его работы. А как получить хорошие результаты на тестах, знает каждый педагог: необходимо НАТАСКИВАНИЕ, иные походы безнадежно уступают этой проверенной технологии. Причем натаскивание только на задания ВПР, остальное становится неинтересным ни ученикам, ни учителю.

Педагоги в соцсетях уже задают вопрос: «Нам что теперь, только к ВПР готовить, о программах и учебниках можно забыть?» Так точно! Содержание демоверсий ВПР будет определять стандарт образования по всем предметам во всех классах (если язык повернется называть это «образованием»). Возникнет «единое образовательное пространство» для всей страны — мечта идиотов из Минобра. Учебные программы, о которых много говорит Васильева, в этой системе никому не нужны. Результаты ВПР — вот цель и смысл «новой системы образования». ЕГЭ на фоне этой страшной перспективы покажется сущим пустяком. Встанет вопрос об исчезновении образования как такового.

Если всё это внедрят, результаты проявятся скоро. Будут осознаны масштабы вредительства, и тогда зададут наши обычные вопросы: кто и зачем это сделал?

С персоналиями ясно. Министр Васильева объявила недавно (см. http://izvestia.ru/news/646555 ), что ВПР будут проводить не просто ежегодно по всем предметам, но и два раза в год: в сентябре и мае, чтобы отследить «динамику». Тем самым она связала свою фамилию с новой трехбуквенной аббревиатурой, которую вскоре возненавидят ещё больше, чем ЕГЭ. И, возможно, многим покажется, что на помещенной внизу картинке не хватает третьего беса женского рода.

А мотивы нынешнего министра в отношении ВПР лежат на поверхности. Она узнала, что в старших классах дети учат только те предметы, которые нужны им для поступления в вуз, и это нехорошо. А тут Кравцов со своими ВПР: давайте обяжем одиннадцатиклассников писать пять дополнительных контрольных. Васильева обрадованно подхватила: как всё просто решается! Плюс демагогия о «непрерывном контроле качества», упомянутом выше «едином образовательном пространстве» и т. п.

Говорят, Васильева — «патриот и государственник». Может быть. Но звания не избавляют от необходимости вникать в суть вопроса.

Качество образования положено контролировать на выходе. И для этого есть проверенные столетиями государственные выпускные экзамены, которые сегодня ликвидированы. Надо сформулировать конкретные выпускные требования и дать учителю полную свободу в достижении нужного результата (у нас ещё достаточно педагогов, которые прекрасно знают, чему и как учить), а не лезть в школу с бессмысленным мелочным контролем, который, в силу специфики ситуации, просто угробит образование.

https://m.vk.com/wall-62604527_9438?from=feed-33064682_312014_1480352400_19/45


Comments